УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ (BLENDED LEARNING) В ОТДЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

Андреева Н.В., Островерхая И.В.

Аннотация. Статья нацелена на определение образовательного потенциала технологии Blended Learning при ее внедрении в отдельную образовательную среду, в которой преподавание английского языка адресовано обучающимся с экстринсивной мотивацией к изучению иностранного языка и элементарным уровнем владения английским языком (уровень А2) в условиях одного еженедельного аудиторного занятия. Основными учебными результатами внедрения технологии Blended Learning являются: приобретение знаний (расширение вокабуляра и освоение определенных грамматических структур); развитие рецептивных навыков (эффективный тренинг навыков аудирования и чтения); развитие продуктивных навыков (приоритетное совершенствование навыков письма и неэффективная тренировка навыков устной речи); развитие учебных стратегий (получение знаний из справочно-тренировочных материалов и освоение эффективных учебных техник); развитие практических навыков (выработка навыков продуктивной вебсайт-навигации и улучшение навыков набора текста на английском языке); развитие организационных навыков (эффективный тайм-менеджмент и умение выполнять задания к поставленным срокам); повышение мотивации обучающихся. Самым слабым звеном в процессе имплементации технологии Blended Learning в данный образовательный контекст является весьма неэффективная тренировка навыков устной речи, что, несомненно, детерминируется ограниченным количеством времени, отведенного на аудиторное взаимодействие преподавателя и обучающихся. Несмотря на неэффективный тренинг устной речи, общие результаты исследуемого контекста смешанного обучения оказываются, безусловно, положительными. Образовательный потенциал технологии Blended Learning оказывается достаточно мощным, что позволяет считать данную технологию эффективным образовательным инструментом, т.к. с ее помощью обучающиеся не только приобретают определенные знания и вырабатывают определенные навыки, но и учатся приобретать знания самостоятельно, а также управлять собственным образовательным процессом.

Ключевые слова: смешанное обучение, экстринсивная мотивация, продуктивные навыки, рецептивные навыки, развитие учебных стратегий.

LEARNING OUTCOMES OF BLENDED LEARNING IN A SINGLE EDUCATIONAL CONTEXT

Andreeva N.V, Ostroverkhaia I.V.

Abstract. This study was aimed at investigating the educational potential of Blended Learning implementation into a single educational environment of teaching the English language to extrinsically motivated learners with the Elementary level of the English language competence (A2 according to the CEFR) under conditions of one weekly face-to-face lesson given by the teacher to the learners. A number of learning outcomes were revealed: Knowledge Outcomes (active vocabulary enhancement and certain grammar points mastering), Receptive Skills Outcomes (effective training of listening and reading skills), Productive Skills Outcomes (priority improvement of writing skills, but ineffective training of speaking skills), Learning Strategies Outcomes (learning to gain knowledge from support materials and developing effective learning techniques), Practical Skills Outcomes (acquiring skills of effective website navigation and improvement of typing skills), Organizational Skills Outcomes (effective time management and learning to meet deadlines), Motivating Outcomes (increase of the learners’ motivation for learning a foreign language). The weakest point of implementation of the Blended Learning technology into the given educational context turned out to be ineffective training of speaking skills, which is impartially determined by the limited time of the face-to-face teacher-learner interaction. In spite of fairly ineffective training of speaking skills, the overall outcomes of the current Blended Learning context proved to be undoubtedly advantageous. In summary, it should be noted that the educational potential of Blended Learning is definitely powerful and it can be considered as an efficient educational tool because it helped the learners not only acquire certain knowledge and develop certain skills, but also learn how to gain knowledge on their own and how to manage their own educational process.

Keywords: blended learning, extrinsic motivation, productive skills, receptive skills, learning strategies development.

 

Полный текст статьи

Ссылка на статью: Андреева Н.В. Учебные результаты внедрения технологии смешанного обучения (Blended Learning) в отдельный образовательный контекст / Н.В. Андреева, И.В. Островерхая // Научный журнал «Дискурс». – 2018. – 6 (20). – С. 6-18.