ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Комуцци Л.В., Масюкова Е.С.

Аннотация. В статье рассматриваются принципы и категории психолингвистического анализа текста и раскрывается его педагогический потенциал. Установлено, что с помощью текстовых категорий когезии, когерентности и композиционной завершенности определяется соответствие текста психолингвистическим нормам – цельности и логической последовательности высказывания. Кроме того, интерпретация текста с их помощью учитывает языковые личности коммуникантов. Анализ оригинала пьесы Шекспира «Венецианский купец» и его адаптированной версии, предназначенной для учащихся 10 класса, показал, что последняя отвечает нормам текстовости, но не является целесообразной для обучающих целей, поскольку не учитывает особенностей современных подростков и не способствует повышению их интереса к чтению произведений английской литературы.

Ключевые слова: психолингвистика текста, когезия, когерентность, Шекспир, «Венецианский купец», обучение чтению, английский язык.

PSYCHOLINGUISTIC ANALYSIS OF THE TEXT AND ITS APPLICABILITY TO TEACHING ENGLISH

Comuzzi L.V., Masyukova Ye.S.

Abstract. The article considers psycholinguistic principles and categories of text analysis in order to demonstrate its potential for pedagogy. It is claimed that the categories of cohesion, coherence and compositional integrity help to estimate the compliance of a given text with the psycholinguistic norms of textuality, namely, semantic completeness and logical coherence. Besides, an interpretation made with the help of these categories takes into account the communicants’ linguistic personas. An analysis of W. Shakespeare’s play “The Merchant of Venice” and of its adaptation made for 10-graders has shown, that the latter complies with the norms of textuality but does not seem to be expedient for the teaching purposes, as it does not take into consideration some traits of contemporary teenagers and does not motivate them to read the works of English literature.

Keywords: text psycholinguistics, cohesion, coherence, Shakespeare, “The Merchant of Venice”, teaching to read in English.

 

Полный текст статьи

Ссылка на статью: Комуцци Л.В. Психолингвистичекий анализ текста и возможности его использования в обучении английскому языку / Л.В. Комуцци, Е.С. Масюкова // Научный журнал «Дискурс». – 2018. – 6 (20). – С. 87-97.